Как оживить городской парк объектами ленд-арта: гродненки поучаствовали в витебском урбан-пленэре «Прастора»

Гродненки Вероника Гайдель и Елена Майсюк 23-24 июня приняли участие в первом масштабном пленэре, который проходил в Витебске в рамках II урбанистического форума «Прастора». Два дня эксперт из литовского Каунаса Мариюс Гвильдис проводил мастер-классы и консультировал участников, как создавать арт-объекты в городском пространстве.

27.06.2017 Экалогія горада Аўтар: Надежда Голубева Фота: Елена Майсюк

Используемый материал

Вследствие урагана были уничтожены деревья возле Витебска. Более 5 самосвалов такога материала могли увезти на свалку и переработать на щепу. Но организаторы II урбан-форума договорились с властями привезти часть материала в парк Фрунзе, чтобы использовать для создания арт-объектов.

Материал для будущих арт-объектов 

Мариюс Гвильдис дал подробную консультацию о заполнении паркового пространства.

Сначала участники пленэра по ленд-арту подготовили весь материал для работы: распилили большие стволы под различными углами, а ветки деревьев освободили от засохшей листвы и лапок хвои, распределили по размеру и породе деревьев.

 

Секреты работы с материалом

1. Использовать только природный материал и то, что было обнаружено на территории, которую предстоит украсить. Такой подход позволит максимально приближено вплести в природный ландшафт то, что там находится, и добавить смысловую наполненность.

2. Для крепления конструкций можно применять плетение, прорезать небольшие веточки насквозь, прибить деревянными «гвоздями», использовать грубые нити как материал, максимально приближенный к природному, вбивать в землю.

3. Ветки и стволы нужно подготовить секатором или вручную для последующего использования, они не должны смотреться как мусор. Так, берёза следует очистить от листьев, а гнущиеся ветки могут стать отличным наполнением композиции для переплетения. Но иногда лучше использовать только ствол и утолщённые ветки берёзы для придания графичности композиции.

4. Для размещения объектов лучше всего использовать лестницу в труднодоступных местах. В парке Фрунзе это могут быть высокие деревья и берег реки, куда не ведут дорожки.

5. Материал может стать демонстрацией контакта с городским пространством. Для этого участники выловили из реки кирпичи, которые раньше могли  быть строениями, а теперь являются мусором в воде.

Мариюс призывает пользоваться инструментами, которые есть в природе, а не теми, которые надо специально нести с собой. Идеальный вариант — это прийти самому на место и применять только то, что было найдено на данном пространстве. Но это относится к диким уголкам природы.

В городском парке такой подход труднодостижим и требует материала и инструмента извне.

Ещё один из необходимых ресурсов — это время. Для одного человека может понадобиться 80 часов для завершения работы, но если одновременно будут трудиться 16 человек, это можно сделать за 5 часов.

На пленэре в первый день материал готовили все вместе, а во второй участники объединились в команды.

 

Наполнение пространства

Когда материал  подготовили, Мариюс предложил пройтись по парку и увидеть, почувствовать пространство, постараться понять, что можно гармонично внедрить в него. По его словам, парк Фрунзе похож на тарелку, в которой есть углубление и широкая каёмка. Внизу течёт река, растут взрослые деревья, которые заполняют кроной пространство выше 3 метров, проложены асфальтированные дорожки, мост и длинная лестница.

В этом году городские власти на верхней площадке парка создадут фонтан и благоустроят территорию вокруг него.

Строится фонтан — итог первого урбан-форума

Участники обратили внимание, куда ведут дорожки, куда направляются потоки людей, а где территории пустуют, на отражение в воде, сочетание цвета деревьев, травы и веток, на форму кирпича, направленность реки. К примеру, не стоит наполнять пространство под мостом, если туда не будут вести зрителя другие объекты.

Создавать лучше не единичные объекты как скульптуры, а то, что может выходить из ландшафта. К примеру, шалаш — это формальная форма, она узнаваема, а, по мнению Мариюса, надо уходить от формальности и давать человеку волю интерпретаций. Он предложил сделать «тающий» визуально вверх купол.

 

Живые арт-объекты

По итогу двухдневного пленэра в городском парке появились новые арт-объекты. Они стали материализацией вдохновения и заполнили пространство.

Создатели Юлия Шинкевич, Ирина Каминская, Валерия Караульная, Надежда Лукьяненко, Анастасия Безручко заметили, что в одном месте стоят одинаковые деревья. Между ними может быть некая родственная связь. Некоторые элементы в самих деревьях подсказали, как это делать: расщелина, из которой выходят каналы и обнимают рядом стоящее дерево, дают проявить фантазию зрителю.

Арт-объект «Поцелуй»

Ника Зенкевич, Светлана Синцерова, Ольга Никифорова, Дмитрий Власенков за основу объекта взяли символ города — ратушу и стилизировали его. Сильнее он становится благодаря расположению, его можно наблюдать с другого берега, в речке видно отражение.

Арт-объект «Ратуша»

Вероника Гайдель, Елена Майсюк, Жанна Орехво создали арт-объект со множеством сегментов, расположенных в пространстве и уводящих зрителя с дорожек прямо на траву. Эти сегменты заполнили и так пустое пространство без кустов и лавочек и стали поистине местом, куда идут люди.

«Нашу работу можно рассматривать с двух ракурсов: понятийного и пространственного. Липы выпускают берёзовые корни и переплетаются ими, но здесь заложены несовместимости и разности, которые соединяются и начинают жить вместе. Шалаш — символ укрытия от дождя находится в речке, это метафора несовместимости. Пространственность в том, что композиция раскрывается при входе в парк, потом ты входишь в неё, становишься частью , а далее она превращается в часть тебя», — описывает Вероника Гайдель.

Арт-объект «Рай в шалаше»

Лариса Коробейко создала в парке свой арт-объект, который разместили возле подпорной стенки моста. Он позволяет ещё с дорожки увести взгляд зрителя и приблизить к укромному месту, где находятся другие арт-объекты. 

Арт-объект «Ловец снов»

Наталья Бацкалевич, Елена Петрова, Анастасия Дробэ, Павел Пашковский, Юлия Богданович, Марина Подолянская, Татьяна Королёва через рисунок спилов деревьев хотели показать красоту внутреннего мира. Цвет, текстура позволяют увидеть многообразие одной формы.

«В нашей работе смысл в том, что она невозможна в другом месте, в этом просто не будет смысла, так как объект вписан в среду. Он повторяет наклон дерева, наклон подпорной стенки у моста. Работа трёхмерна и раскрывается с разных ракурсов по-разному, иногда совершенно неожиданно, как бы играя со зрителем, задавая вопросы», — говорит Павел Пашковский.

Арт-объект «Inside out» («Наизнанку»)

Мария Батова, Елена Прохорова, Елена Лазарева, Юлия Гордейко, Ольга Белова, Вероника Алексеева, Мария Мехова обнаружили существующее русло, откуда сливается дождевая вода, и на этом месте сделали реку из веток, которая может течь постоянно во времени, вне зависимости от присутствия воды.

Арт-объект «Источник жизни»

«Источник жизни» получил одобрение у большинства зрителей и капитан команды Елена Лазарева из Санкт-Петербурга выиграла кубок от организаторов.

Мариюс Гвильдис, Сергей Зарецкий использовали кирпич, который нашли в речке, она вымыла его из строений города, в нём сохранилась душа изготовивших его людей, и теперь они получили вторую жизнь. Основной принцип land-art-искусства — сделать так, чтобы не было видно, как его делали. Этот принцип лежит в основе продолжения витков из брёвен, которые выходят из дерева, словно корень, проходят под дорожкой, а затем над каменной стеной, уходя снова в землю.

Арт-объект «Свой знак»

 

Город для людей

Любое пространство города может наполняться людьми. Насколько оно будет дружественным к посетителю, зависит от создателя. Порой авторы, которые работают с городским пространством, не осознают, что такое город, и для этого необходимо привлекать самих горожан, чтобы наполняли место своим вдохновением.

Пленэр по ленд-арту прошёл в рамках II урбан-форума «Прастора» в Витебске. Каждый участник увёз знания, чтобы в своих родных городах наполнить пространство тем, что может привлечь зрителя в общественные места, создать уникальное место для отдыха и впечатлений. В Гродно могут появиться подобные объекты уже в ближайшем будущем, если горожане проявят интерес и предложат своё видение. Для этого достаточно связаться с Еленой или Вероникой в группе


ІНШЫЯ НАВІНЫ РУБРЫКІ

Падзяліцца: 27.06.2017

Перадрук матэрыялаў магчымы пры абавязковай наяўнасці зваротнай і актыўнай гіперспасылкі.